Монахи вручную выкладывают искусные картины-мандалы из песка или крупинок мраморной крошки, совершенствуясь в терпении и тренируя выдержку и силу воли.
IT-centre предлагает курсы программирования Java,Php,Flash. Благодаря привлечению специалистов из девелоперских компаний, программы наших курсов строятся исходя из запросов работодателей на каждый конкретный язык программирования (Php, Java, Flash). Обучение программированию проходит на реальных проектах.
Весь процесс обучения в нашем центре строится на выполнении практических заданий, а не на голой теории. При этом вы сразу же учитесь работать и индивидуально, и в команде, и над индивидуальными, и над групповыми проектами.

Разные источники по-своему толкуют смысл мандал, мы попытаемся, не упустив ничего интересного, обобщить информацию и вкратце поведать об этом тибетском искусстве создания песчаных картин, лишь поверхностно коснувшись непостижимых глубин буддизма.

Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. Сложновато, правда? А представляете буддистам каково? :)

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала сделанную мандалу разрушают (!).

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего. После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу. Иногда гостям церемонии раздают по горстке песка - это вовсе не сувенир, а знак приобщения к чистоте и просветлению. После монахи должны преподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. Процессия, несущая чашу к реке или морю, сопровождается пением молитв и музыкой.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.

Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин "песочная живопись", однако, весьма условен, поскольку материалом для мандал служит не природный речной песок, как это часто полагают, но измельченная горная порода.

В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. Выбор в пользу столь дорогих материалов был не случаен: помимо прочего мандала являлась подношением просветленным существам, и как всякий дар должна была обладать исключительной красотой и совершенством. Сегодня мы можем лишь рисовать в воображении, какими были те драгоценные мандалы древнего Тибета.

Сегодня тибетским монахам приходится довольствоваться подручными средствами: в основном они используют мрамор, который измельчают в огромной каменной ступе в монастырском дворе. Полученную в результате тяжелого ручного труда мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета с тем, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.
Основные цвета, которые используются для этих целей - белый, черный, синий, красный, желтый и зеленый. Последние четыре цвета имеют три оттенка: темный, средний и светлый. Таким образом, в общей сложности получается четырнадцать цветов.

Мраморная крошка сортируется не только по цвету, но и по размеру частичек. В традиции монастыря Гьюдмед большие фоновые поверхности мандалы выкладывают из довольно крупных осколков мрамора, которые визуально напоминают небольшие драгоценные камушки. Поверх этих крупных камней мрамором тонкого помола наносятся сложные символы и декоративные узоры.

Эта техника сочетания мраморной крошки разного размера чрезвычайно сложна и требует от монахов-художников колоссального опыта и мастерства. Большинство монастырей, использующих тантрические ритуалы, поэтому создают мандалы из однородного мелкого песка, что значительно упрощает и ускоряет процесс их построения. В Гьюдмеде же уже на экзаменах монахи обязаны продемонстрировать способность работать с мраморной крошкой разного помола.

Даже строя мандалы в других странах, где монахи Гьюдмеда, как правило, ограничены жесткими временными рамками и необходимостью сочетать ритуалы с интенсивным общением с публикой, они стараются соблюдать традицию монастыря. Фоновые поверхности выполняются мрамором более крупного размера, хоть и не столь рельефного, как в монастыре.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть (!). На начальных стадиях освоения песочных мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы работают исключительно по памяти. "Самое трудное выучить первую мандалу, - говорят монахи Гьюдмеда, - дальше проще".

Наш мир, являющийся прекрасным образцом творчества Создателя, лучше всего может быть представлен в виде идеальной мандалы. Именно поэтому принцип мандалы заложен в основе многих форм древнего искусства. По системе мандалы, с характерным для нее равновесием элементов, геометрическими формами и значимым числом составных частей, строились схемы храмовых комплексов, алтарей и даже планы городов. Заложенная таким образом структура имеет целью создание образа жизни, изначально содержащего в себе и повторяющего модель устройства мира.

Движение в мандале начинается от наружных частей к внутреннему центру. Снаружи, проходя окольными путями, через последовательные стадии, оно приближается к центру, подобно тому, как человек, входя в храм, должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищу, отбрасывая внешнее, чтобы прикоснуться к основам существования.



















Комментариев нет:
Отправить комментарий