вторник, 10 августа 2010 г.

Грехи наши тяжкие...

Второй раз за последние месяцы возвращаюсь к теме "греха". Произошло это по очень простой схеме: этому вопросу была посвящена мартовская тема, по ее следам был проведен опрос, точнее даже два, разделивший грехи на тяжкие и не очень с точек зрения христиан и атеистов. Да и на форуме эта тема обсуждалась. И вот, результаты этих опросов и обсуждения навели меня на некоторые мысли.


Казалось бы, все просто, хотя бы с точки зрения христианства: грех есть отпадение от бога. Исполняешь божьи заповеди - не грешишь, не исполняешь - грешишь. А все, что сверх того - от лукавого.


Но нет. Отпадение от бога у христиан оказалось разнокалиберным. Можно отпасть по-серьезному, а можно - так, чуть-чуть отстраниться. В связи с этим и грехи ранжируются. Самый страшный грех - если не знаете, в жизни не догадаетесь - это не убийство, не обман, даже не неверие в бога. Это хула ровно на одну ипостась из Троицы - Духа Святого.


Далее идут так называемые "смертные" грехи. В них богословы опять же путаются. Во-первых, не очень понятно, что имеется в виду: то ли означают эти грехи полную и окончательную погибель души (бессмертной, вроде бы), в том самом пресловутом горящем озере, то ли их все-таки можно отмолить - ведь не прощается только одно (см. выше). Во-вторых, у православных и католиков списки этих грехов несколько разнятся, да и формулировки самих грехов не совсем точны. Чего только стоит то ли уныние, то ли праздность, то ли леность. Наконец, как ни странно, к грехам этим относятся поступки, более или менее не одобряемые практически любым обществом, но далеко не самые антисоциальные. Так, ни жестокости, ни предательства, ни лицемерия в этом списке нет. Но об этом уже немного говорилось в позапрошлой Теме месяца.


Но оказалось, что и эти, до некоторой степени нехорошие вещи вполне могут быть ранжированы христианами с одной стороны и атеистами с другой. Если отбросить ответы из идейных соображений, сводящиеся к тому, что все такие действия - это очень плохо, или, наоборот, ничто из них не является неприемлемым, то в остатке получится вот что.


Христиане (если быть точным, то люди, заявляющие о себе как христиане) наиболее страшным грехом считают гордыню. Она лидирует с большим отрывом от других. Атеисты же из данного списка примерно с таким же отрывом не приемлют алчность. И, наверное, нет в этом ничего особо удивительного. Жадность зачастую несовместима с получением удовольствия от жизни, которое естественно для атеистов. Странно, правда, при этом, что уныние (именно в такой формулировке эта черта присутствовала в опросе) не оказалось наравне с алчностью. Ну а христианская идея смирения, понятное дело, с гордостью несовместима.


Интересно бы с этой точки зрения на ислам посмотреть. Но это потом. А пока - летний перерыв. Если, конечно, чего чрезвычайного не произойдет...


Михаил Степанцов

1 комментарий:

  1. Злобный Мизантроп12 августа 2010 г. в 10:51

    Пожалуй, вся эта путаница от того, что ранее понятие греха было несколько иным. Не было в иудаизме той самой концепции Рая и Ада, и самым страшным наказанием за грех была вполне физическая смерть, а о душе информации особой не было. Практически любой грех можно было загладить ритуальным жертвоприношением.

    Христианство же как раз и начало запугивать тем, что грехи - это не проступки, которые можно исправить, а некий баланс отрицательной кармы, при наличии которой после смерти не пущают в Рай.

    Ну а свой списочек грехов христианские конфессии составляли в зависимости от личной выгоды. К примеру:
    - кощунственное отношение, без должного благоговения, к иконам, мощам, свечам. (то есть, к атрибутам церкви)
    - устыжение креститься и исповедовать православную веру.(Обратите внимание -именно ПРАВОСЛАВНУЮ! Не ХРИСТИАНСКУЮ)
    - пропуск без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений
    - ослушание духовного отца; осуждение священнослужителей и монашествующих, роптание и обида на них;(Хотя миром их никто не мазал и статуса святых от бога они не получали)
    - высокоумие(умным быть грешно)
    - пристрастие к деньгам(Хотя в Ветхом Завете бог относился к деньгам с должным уважением, и даже обрезание и выкуп первородных требовал делать не бесплатно а ИМЕННО за серебро. Мало того - он сам принимал денежные приношения)
    Грехи_в_православии

    ОтветитьУдалить