Столько получает в год от государства на тушение и профилактику лесных пожаров среднестатистический муниципальный район
По новой редакции Лесного кодекса РФ (вступил в силу 1 января 2007 года) противопожарная охрана лесного фонда, не переданного в аренду, находится в ведении субъектов РФ, а «меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов». Регионы, в свою очередь, передают часть полномочий муниципалитетам. А у муниципальных бюджетов очень мало денег — и нагрузка оказалась для них непосильной.
Ведь когда полномочия передаются сверху вниз, как правило, это повод для урезания средств: деньги остаются наверху и тратятся для реализации масштабных общенациональных проектов вроде Олимпиады.
В советские времена функцию противопожарной охраны лесов выполнял предшественник Рослесхоза — Гослесхоз. Муниципальной она не была никогда. А Рослесхоз сейчас просто выделяет субвенции регионам и умывает руки. Это очень хлопотное и безденежное полномочие, поэтому его скидывают на низший уровень. Но не получается у дотационных муниципальных образований его выполнять, так они становятся просто сверхдотационными. В их силах выполнять функцию раннего оповещения: слежение, контроль, оперативное реагирование в случае возгораний. Но от муниципалитетов требуют всего и сразу. А в случае наступления экстренной ситуации еще и наказывают.
«Для эффективного администрирования надо искать прорывы в логистической цепочке. В классической институциональной экономике это называется «зависимость от пройденного пути». А у нас первым делом начинается поиск виноватых. Нельзя обвинять сирого и убогого в том, что он не может к королевскому столу принести голландского сыра, у него денег нет. На уровне здравого смысла это понятно, что все хлопотное и безденежное скидывается муниципалитетам. А потом Путин приезжает и говорит, что их руководители должны уходить. Виноват стрелочник, это российское правило», — комментирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Последние события показывают, что поселения просто не в силах справиться с навалившимися на них полномочиями, но их руководители оказались крайними во всех бедах. Если признать это, то придется признать провал административной реформы, а заодно — реформы лесного законодательства. Вряд ли кто это сделает. Гораздо проще пожар, как и любой другой провал, залить деньгами и рассказать об этом по телевизору.
Кстати, о деньгах. Мы решили выяснить, сколько же государство тратит на меры по предотвращению и тушению лесных пожаров. В пресс-службе Рослесхоза нам сообщили, что общая сумма субвенций из федерального бюджета составляет более 2 млрд руб. (помимо этого Рослесхоз выделяет деньги дополнительно на тушение особо пострадавших областей по мере надобности). Эти деньги распределяются между регионами. У нас 83 субъекта Федерации, на каждый из которых в среднем выходит уже 24 млн руб. Но и в регионах эти деньги не аккумулируются, они распределяются между муниципальными образованиями, которых в стране 30 986. Итого получается 64 545 руб. на муниципальный район. Муниципальный район в России, особенно в Сибири, может не сильно уступать по площади средней европейской стране, а численность населения колеблется от нескольких сотен до сотен тысяч человек.
Но и на этом история не заканчивается: деньги надо поделить на муниципальные поселения, входящие в образование. В итоге 2 миллиарда распыляются на суммы, о которых и говорить-то стыдно.
Мы решили проверить справедливость наших подсчетов и обратились за комментариями в один из подмосковных муниципальных районов, который пожары, к счастью, обошли стороной. Оказалось, что подсчитанная нами средняя температура по палате оказалась весьма близка к реальной (см. комментарий). Остается выяснить одно: знакомы ли с этими цифрами президент и премьер-министр, которые привыкли оперировать миллиардами?
Комментарий
Виктор Коваев, специалист отдела мобилизационной подготовки администрации Шаховского муниципального района Московской области:
— У нас сейчас ничего не горит. С Можайска ветер дует, но пожаров нет. Техника готова. Но у нас забрали четыре пожарные машины в Шатуру. Проблем нет — кроме того, что денег не дают. Точнее, дают только на первичные меры.
Мы полностью дотационный район. Сейчас нет у нас ни одного промышленного предприятия, был только ламповый завод, но его закрыли. А какие налоги дадут крестьянские хозяйства?! Работает у нас администрация, милиция, медицина и еще два сельхозпредприятия. Больше у нас ничего нет. Переворачиваем с ног на голову все что можно, так и справляемся.
На наше городское поселение Шаховское в год на противопожарные меры выделено 51 тыс. руб., на Серединское — 116 тыс., на Раменское — 112 тыс., на Степаньковское — 80 тыс. Эти деньги пошли на памятки, огнетушители, лопаты, одежду пожарной команды. Вот и все. На одну одежду сколько денег надо?! Этих средств очень мало. Хватает только с большой натяжкой, но мы выходим за счет пожарной части. Пожарные машины, которые сейчас забрали в Шатуру, мы приобрели несколько лет назад, когда еще работал ламповый завод.
Ольга Осипова
Алексей Осипов
Комментариев нет:
Отправить комментарий