суббота, 17 июля 2010 г.

Цель бардовской песни – затащить девушку в палатку

Почти полтора месяца назад под Воронежем в очередной раз отгремел фестиваль бардовской песни «Рамонский Родник». По этому поводу в газете «Воронежский Курьер» вышел довольно ироничный материал Леонида Диденко. Эту же статью Леонид (не только газетный журналист, но и известный блогер  trobar ) разместил в своем ЖЖ. И тут такое началось…





В Живой журнал trobar’а немедленно набежал целый легион адептов бардовской песни и начал невиданный «холивар» (слово произошло от английского выражения  holy war - «священная война» - бесплодная полемика в интернет-форумах и чатах, участники которой навязывают друг другу своё мнение, не пытаясь принять чужого). Поклонники и исполнители бардовской песни с сектантским усердием обвиняли самого Леонида Диденко, а вместе с ним и вообще всех журналистов, в незнании темы и в непочтительном отношении к «священной корове» - бардовской песне.

Дискуссия в ЖЖ весьма позабавила редакцию «В ЗАСАДЕ.РУ», и мы решили продолжить эту тему, но по-своему. Предлагаем вашему вниманию запись беседы о бардовской песне, которая состоялась «без галстуков», за кружкой пива в воронежском кафе «Рокабу». В беседе принял участие лидер группы «Молотов Коктейль» Стас Юхно, детство которого, по его собственным словам, прошло под записи бардов, и редактор портала «В ЗАСАДЕ.РУ» Виктор Беккер. Незадолго до завершения разговора, к нему присоединился воронежский музыкант, работающий в направлении «индастриал-электроника», Антуан Графтио.

- Стас, ты иногда полушутя называешь себя бардом. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Значит, ты что-то под этим подразумеваешь. Так все-таки, бард ты или не бард? И что собой сейчас, на твой взгляд, представляет бардовская песня?

Стас Юхно:

- Начать надо с того, что на бардовской песне я вырос. У отца на магнитофоне крутились Окуджава, Высоцкий, Галич, Кукин, Никитины, Фред Солянов, Городницкий. Но, если не считать этих монстров, то изначально бардовская песня преследовала, на мой взгляд, совершенно утилитарную цель: либо рассмешить девушку, либо ввести ее в такое грустно-задумчивое, романтическое состояние, а затем затащить в палатку. Вся эта бардовская классика – течение, которое до сих пор существует в строго определенных рамках. Адептов, правда, все меньше и меньше. В основном они не возобновляются, и многие из них уже не могут позволить себе затащить девушку в палатку, даже, если она согласна. Тем не менее, на вылазках я до сих пор сталкиваюсь с какими-то представителями этого жанра. Что касается более молодого поколения бардов, то я его не очень хорошо знаю. Из наиболее коммерчески раскрученных это, наверное, Митяев – типичный представитель.

Но в основном, конечно, те барды, которые помоложе, попадают под влияние рок-музыки. И рок-н-ролльная составляющая себя проявляет все больше и больше. Вот есть у меня мой любимый артист, называющий себя бардом – Билли Брэгг. На гитаре играет.

- То есть, получается, что в Великобритании тоже есть барды?

С.Ю.: - Да, но у них в основном они с уклоном в политику. Тот же Билли Брэгг очень политизирован - чуть ли не основатель движения «Красный Клин». Он мелодичный, интересный. А наши барды в смысле музыки - банальные. Есть такой анекдот. Грушинский фестиваль, все перепились, с утра все в лёжку. В лагере бардов мертвая тишина. Одна палатка приоткрывается, оттуда голос:

- Ва-а-ня!

Из другой палатки:

- Что?

Из первой:

- Возьми ля-минор!

Из второй раздается гитарный аккорд:

-  Др-рын-н…

Из первой:

- Бу-э-э-э!!!

Но, как я уже сказал, новое поколение начало обращать внимание на какие-то аранжировки, и от некоторых молодых бардов я слышал очень даже навороченные вещи. Вокал там хороший. Другое дело – можно ли их назвать бардами? Разве что с той точки зрения, что они играют без сопровождения, максимум вдвоем. Одним словом, задача затащить девушку в палатку как-то отодвинулась на задний план. Сейчас они в первую очередь рассчитывают на какие-то бонусы, а в последнее время, как мне кажется, главное – скорее раскрутиться и «бабла срубить». Причем, если удается – это же очень удобно. У барда нет группы, деньги делить ни с кем не надо, разве что с менеджером, если он есть. Нет музыкантов, каждый из которых обладает своим взглядом на музыку.

Вот, кстати, называя иногда себя бардом, я и имею в виду, что мне нет необходимости кого-то в чем-то убеждать, чего-то от них добиваться (при этом я вспоминаю наш состав 15-летней давности).

-  Но ты же все равно один не выступаешь. Как минимум, с бас-гитаристом…

С.Ю.: - Да, но с ним гораздо легче договориться. Я, Костя Тарасов и драм-компьютер (с ним тоже не надо договариваться, он все понимает). А так, конечно, на этом моя общность с бардами заканчивается. Ну, может быть, еще я стараюсь, чтобы слова были не дурацкие. То есть, они могут быть нарочито дурацкие, но тогда это специально так подстроено.

- А что ты скажешь насчет тех бардов, которые всеми силами держатся за ту самую бардовскую классику, «на ней стоят, и будут стоять»?

С.Ю.: - Очевидно, что девушки с ними в палатки уже не лазят, но они же питаются воспоминаниями, что когда-то это было. Так что, вероятно, здесь присутствует какая-то ностальгия. Это, что касается людей, которые участвуют в бардовских фестивалях. А некоторые простые туристы, которые до сих пор исполняют всю эту бардовскую классику – так они просто не умеют играть ничего, кроме таких простых песенок.

- Ну, объективности ради, скажем, что рок-н-ролл тоже бывает трехаккордным…

С.Ю.: - Да нет, в рок-н-ролле на трех аккордах можно навертеть такой зауми… Так вот, на мой взгляд, одна из причин затухания бардовского движения - то, что многие из них не могут совладать с соблазном дать понять слушателю, что они умнее его. То есть, они это не скрывают, а выпячивают. А слушателю очень не нравится, когда ему на это намекают.

- А умнее ли они слушателя?

С.Ю.: - Ну, они же так считают. И это видно. Слушатель-то на самом деле не дурак. Но вообще мне их жалко, этих ортодоксальных бардов.

- А чего их жалеть-то? Столько девушек в палатку затащили. Жизнь, можно сказать, удалась…

С.Ю.: - Так теперь они думают: «Затащили. А зачем?»

- Вообще-то многие рок-музыканты также полезли на сцену изначально с этой целью. Не будем указывать пальцами, но мы с тобой тоже таких знаем.

С.Ю.: - Ну, вообще-то да. Причем, начиная с «Битлз». Они даже сами об этом говорили. Поначалу. Это потом уже сама музыка вышла для них на первый план. Наверное, просто, у бардов это как-то более цинично выглядит. В рок-музыке это все же прикрыто самой музыкой, а тут, понимаешь, идея торчит. Торчит идея. Я вот тут задумался: есть же много женщин-бардов. У них, наверное, цель - к кому-нибудь в палатку нырнуть.

- У меня на этот счет свое мнение. Не секрет, что среди «бардесс» красивых женщин не так уж и много. Но женщина – существо практичное. Она прекрасно знает, что есть мужчины, которые в первую очередь обращают внимание на внешность, а есть и те (и таких немало), которым нравится ум…

С.Ю.: - Да, точно. А как его, этот ум, продемонстрировать? Вот, со сцены очень удобно.

- И снова возражу и тебе, и сам себе. Ведь в рок-музыке тоже красивые женщины появились только в последние годы. А изначально немногие женщины-рокерши точно так же особой красотой не отличались. Взять хотя бы Патти Смит или Дженис Джоплин. Но, благодаря их музыкальным талантам, на их внешность всем было наплевать. Ладно, вернемся к бардам.

С.Ю.: - Да, так вот, мне лично кажется, что из всех фестивалей, на которых я бывал, может быть вот этот самый ортодоксальный бардовский дух шестидесятничества остался разве что на «Парусе надежды». А на «Рамонском Роднике» уже, в общем-то, какой-то бардак. Если уж там Кувалда появился… Кувалда и «Сектор Газа» - это такие символы Воронежа. Но об этом надо отдельно разговаривать.

- Так все же, можно провести какую-то четкую границу между рок-музыкой и бардовской песней?

С.Ю.: - Рок-музыка – это рок-н-ролльная подкладка, вот и все. То есть, когда на бардовском фестивале начинают играть блюзовый квадрат, то, я считаю, это уже не бардовская песня. Потому что у классической бардовской песни цыганско-еврейская подкладка, как и у блатняка, кстати. Плюс набор тем, обязательных к употреблению.

- Да, многие барды уже применяют рок-аранжировку, но ведь и среди рок-музыкантов много тех, кого можно назвать скорее бардами? Например, Шевчук, Гребенщиков…

- Нет, Гребенщикова я бы не назвал бардом, а вот Шевчука, в плохом смысле этого слова, да, пожалуй. По крайней мере, по объему взваливаемой на себя ноши. Это уже другая тема, кстати. В бардовской песне ведь смысл, конечно, не только в том, чтобы девушку в палатку затащить. Те старые барды, шестидесятники, они во многом считают себя наследниками старой русской интеллигенции: на своих плечах несут всю Россию. «Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции». Они за нас за всех думают. Как и Шевчук. Но мне вовсе не нравится, что Шевчук за нас думает.

Антуан Графтио:

- Есть еще один момент. Бардовскую песню часто еще называют авторской песней. Так вот, если подходить с этой точки зрения, то и Гребенщикова отчасти можно назвать бардом.

- Это когда он выступает один, без сопровождения.

А.Г.: - Но, ведь, если из «Аквариума» убрать Гребенщикова, то группы уже не будет.

С.Ю.: - Это, на мой взгляд, значит только одно: авторская песня – неудачный термин. Он не отражает сути вопроса.

А.Г.: - У меня такой критерий различия между авторской песней и другой музыкой. Например, есть группа. Автор у песен один. Но эти песни можно исполнить как с группой, так и просто под гитару. Это первый вариант. А есть второй. Автор песен может быть также один. Но без аранжировки с участием всей группы, эти песни в лучшем случае так же хорошо не звучат. А в предельном случае – их просто нельзя исполнить. Вот второе – это, безусловно, рок-музыка. «Лед Зеппелин», например.

- А можете вы назвать хотя бы один пример, когда музыкальные достоинства каких-либо бардовских песен оказывались на высоте?

С.Ю.: - Мне очень нравятся «Иваси» - Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Они вообще с юмором ребята. И в музыкальном плане это сильный дуэт. Они ведь авторы мюзикла «Норд-Ост». Но «Иваси» уже перерастают бардовские рамки. У них присутствует всё. Или взять Розенбаума, например. Это вообще что? Бардовская песня? Блатной шансон? Джаз? Он ведь на джазовых аккордах играет. Тот же «Вальс-Бостон» так просто не сядешь и не сыграешь. Если не воспитан на джазовых аккордах, то подбирать долго придется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий